Д_бил о ПИКНИКЕ (и не только)  

Алхимическая смесь.
29 апреля в Нижегородском Театре Кукол легендарная группа Пикник представила эксклюзивную программу «Алхимическая смесь» в честь юбилея своего альбома «Иероглиф».
Хочется поделиться своими размышлениями о некоторых художественных особенностях творчества этой группы.
Начнем с энвайронмента (environment – окружение, среда) – пространства сцены, переформированного перед концертом из нейтрального в активную концептуальную среду. Элементы этого пространства (созданные подчас из приборов индустриальной цивилизации) можно назвать некими технологическими симулякрами, не имеющими реальных прообразов, но наполненными смыслом. Энергетика сценического пространства ориентирована на активизацию восприятия самого действа – перформанса (performance – исполнение), что приводит к появлению нового пространственного художественного феномена, включающего в себя и музыку, и тексты, и действие, и пространство, и, наконец, самого зрителя. Добавив сюда дух шаманизма (глубинный опыт контактирования с природой через посредство своеобразных симулякров магических действий), можно увидеть некоторую цикличность исторического развития искусства вообще, ведь нечто подобное, только на принципиально иной основе, осуществлялось в процессе храмового богослужения в древней Византии, в древних шаманских практиках, в древних мистериальных культах и в других архаических сакральных практиках. Эта мысль подтверждается и присутствием в текстах ПИКНИКА заумного слова (лежащего за пределами разума), например, «харе-харе» в «Течет большая река». В.Хлебников писал: «то, что в заклинаниях, в заговорах заумный язык господствует и вытесняет разумный, доказывает, что у него особая власть над сознанием». Заумный язык стремится воссоздать тот легендарный язык, которым пользовалось человечество до Вавилонского столпотворения, ту глоссолалию, с помощью которой человечество передает сокровенные истины бытия. Еще одна особенность – интертекстуальность – сознательное использование цитат или реминисценций других текстов, смысловых отсылок к ним (не только вербальных текстов, но и других искусств, например, кино, т.е. текстов в широком смысле слова). Интертекст стал у ПИКНИКА одним из приемов игры смыслами. Интересно, что слушатель открывает в текстах ПИКНИКА новые, другие смыслы, о которых сам автор иногда даже не догадывается, но которые можно угадать в оговорках, отступлениях, замечаниях автора, да и во всем «узоре» его произведения.
Все перечисленные явления, которые с точки зрения классической эстетики считаются новаторскими, авангардными, ПИКНИК представляет в модернистском модусе, это академизировавшийся авангард, ставший классикой XXI века (постнеклассического этапа развития эстетики) и органично продолживший многовековую историю мирового искусства.

Не разговаривайте с незнакомыми людьми.
Д Н Е В Н И К
(Все имена и события вымышлены, все совпадения случайны)

13 октября 2005 г.
Сегодня проснулся в десять часов утра и долго не мог ничего понять. Со мной и раньше бывало, что я, проснувшись, не мог понять, где я. Но сегодня я даже не понимал кто я, не мог вспомнить ни своего имени, ни возраста, ни рода занятий. Хорошо хоть на мобильнике заиграл Аукцыон «Полюбила с горя дебила я». «Все – решил я, когда вспомнил, наконец, что я Де Билл – надо бросать пить». И что вы думаете? Бросил! Не пью и не пью. Час не пью, два не пью. Ну, словом, решил начать новую жизнь, культурную, и после работы пойти в театр (кажется, я видел один в нашем городе).
14 октября 2005 г.
Сказано – сделано: пошел после работы в театр, покупать билет. Вышло весело: то, что я считал театром, оказалось концертным залом – тоже неплохо, над входом две афишы: КВН и Фабрика звезд. Поскольку я эстет, решил взять билеты на КВН. Смотрю, над окошечком кассы маленькая бумажка: «ПИКНИК 1-5 ряд – 900 руб., 6-10 ряд – 700 руб….». Да я же ПИКНИК с восемьдесят пятого слушаю! Правда, уже с восемьдесят шестого не слушаю. Но все их две песни (Фиолетово-черный и Говорит и показывает) хорошо помню. Слов, конечно, не помню, но названия вот запомнил. В общем, купил. Двадцать третий ряд – триста рублей.
23 октября 2005 г.
Сижу на концерте и думаю: зачем я сюда пришел, все равно ничего не понимаю. Надо незаметно встать и уйти. Нет, стыдно. Перед дядями в темных очках стыдно. Они вон поют, стараются. Хотя чего тут стыдного, вон мужик встал и ушел, и никто на него пальцем не показывает. Ладно, в перерыве уйду…
24 октября 2005 г.
Не ушел я вчера с концерта. Триста рублей жалко стало. Да и мои любимые песни спели. Правда, я все равно ни слова не разобрал. Но звук был хороший, аж пол содрогался от «низов».
07 ноября 2005 г.
Все эти дни думал о ПИКНИКЕ. Не мое это, конечно. И что ж я все концерт этот вспоминаю?
29 января 2006 г.
Сегодня проснулся в десять часов утра и долго не мог ничего понять… Да, пора бросать пить. Врачи так прямо и рекомендуют. Надо после работы в концерт сходить. Или на?
30 января 2006 г.
Прямо мистика какая-то. Каждый раз, стоит мне начать новую жизнь, к нам в город приезжает ПИКНИК. Ну уж на этот раз я не буду триста рублей на них тратить. Куплю нормальные билеты за семьсот в шестой ряд…
26 февраля 2006 г.
Ого, у них и скрипка имеется! Надо будет автограф для прикола взять. Подойду после концерта вон к тому, веселому, скажу так интеллигентно: разрешите автограф! Мне все равно, а ему, наверное, будет приятно, что такой культурный человек у него автограф берет.
27 февраля 2006 г.
Обломчик с автографом. Похоже, они вообще с публикой не общаются. Ну, понятно, зазнались. Да не больно и хотелось. Надо будет в инете посмотреть, как солиста зовут. А еще на концерте купил книгу и DVD. Диск так себе – какой-то концерт в Питере. Лив какой-то. А книжка занятная. Надо же, Мечиславович!
1 марта 2006 г.
Кажется, я стал фанатом ПИКНИКА: книжку дочитал, сайт изучил, на форуме зарегистрировался. Даже в интерактиве вопрос задал: Эдмунд, зачем Вам аудитория? Это я сам придумал! Разочаровал только гастрольный график группы: в следующий раз они будут в нашем городе только в следующем году. Правда в марте есть концерт во Владимире и в Иваново. Надо будет на глобусе посмотреть, что ближе, туда и поехать.
2 марта 2006 г.
Владимир ближе, сантиметром мерил. Пусть всего на два миллиметра, но – ближе.
5 марта 2006 г.
Все книжку их вспоминаю. Интересно же люди живут – гастроли, поезда, гостиницы, фанаты. Кстати, а почему они с фанатами не общаются? Вот я бы со Шклярским пообщался. Я бы ему вопросы умные задавал. Спросил бы, например, какова роль трансцендентной визуальной эйдетики в перформансе его энвайронмента. Ну, выпили бы, конечно, стали бы про уважение друг друга спрашивать.
16 марта 2006 г.
Еду из Владимира с концерта ПИКНИКА. Так все понравилось! Город чистый, люди приличные, звук не хуже, чем у нас. И самое главное – автограф достал. Чудно как-то ПИКНИК автографы дает – через посредника. Я-то думал, выйдет Шклярский, я ему протяну его фото и пока он будет любоваться, скажу ему: Вы были сегодня великолепны. Нет, слово «сегодня» говорить не буду, а то обидится: только сегодня? Скажу просто: Вы были великолепны. Только ведь надо дать ему понять, что это уже не первый мой концерт. Скажу так: Вы были сегодня великолепны, как всегда. Блин, размечтался и не туда свернул. Это же дорога на Суздаль. Эх, до дома еще часа три пилить. Да и как я ему скажу, если он к народу не выходит?
30 апреля 2006 г.
Только что с поезда. Можно, я громко? ВЧЕРА НА КОНЦЕРТЕ В ЦДХ Я РАЗГОВАРИВАЛ СО ШКЛЯРСКИМ ! Набрался наглости, прошел в гримерку и сказал. Ну откуда же я знал, что так повезет. Знал бы, придумал бы что-нибудь оригинальное. А тут так глупо получилось: влетел в гримерку с расширенными от страха зрачками и прямо к Шклярскому. Ну и видок у меня должно быть был, напугал я, наверное, доброго человека. Ну и «брякнул»: мы вас любим! Кто – мы, кого – вас? А он вежливо так пошутил: «ну, поверим вам на слово». Приезжайте, говорю, к нам в мае на фестиваль. А он: «по фестивалям у нас Марат специалист», типа, идите лучше к нему, а меня в покое оставьте. Но я к Марату не пошел, боюсь я его, больно уж он веселый.
Ладно, решено, еду двадцать первого мая в ЦДХ, захожу в гримерку и передаю Шклярскому официальное приглашение ко мне на дачу: пить вино, удить рыбу и умные разговоры разговаривать. А что, я думаю, от хорошего вина он не откажется. На всякий случай, еще шашлык предложу.
22 мая 2006 г.
Только что с поезда. С концерта в ЦДХ. Можно, я тихо? Так все противно получилось, что даже рассказывать не буду! Но зато я все понял: кто есть я, и кто есть он. Да по большому счету, дело даже не в этом. Дело в другом. МЫ С НИМ НЕ ЗНАКОМЫ! А с незнакомыми людьми о чем можно говорить? Если, например, в транспорте едешь, можно попросить незнакомого человека за проезд передать, но если после этого ты станешь в душу к нему лезть, да если даже не в душу, а просто про себя начнешь рассказывать, что он о тебе подумает? Правильно, подумает что ты – псих, и в лучшем случае тихонько отойдет в другой конец трамвая.
3 июня 2006 г.
Сегодня утром вызывает меня начальник и говорит: «Поедешь в командировку». Ну вот, думаю, опять в тьмутаракань посылают, не поеду, говорю, болен, с утра так чихал, что чуть голова не оторвалась. «Ладно, - говорит шеф – кого же тогда в Питер послать?». А знаете, говорю, мне уже гораздо лучше, к тому же, если это надо для работы, то я готов пожертвовать собой…
7 июня 2006г.
Вот какой план у меня созрел. Шклярский вообще-то живет в Питере. Концертный тур у ПИКНИКА закончился. Значит если долго ходить по Невскому, то вероятность встретить Шклярского достаточно высока. У меня есть четыре дня. Ходить буду от рассвета до заката и, если повезет… Что я буду делать, если действительно увижу Эдмунда Мечиславовича, я не думал. Голова была занята другим: проходя мимо бесчисленных магазинов Невского я думал о том, что хорошо было бы подарить Шклярскому чего-нибудь. Например, темные очки, дорогие, в коробочке. Протяну я ему эту коробочку и скажу: «это Вам средство индивидуальной защиты от фанатов», а он пошутит: «на ком будем испытывать?», а я скажу: «на Вас!». Откроет он коробочку, увидит очки, оденет и скажет: «теперь буду выступать в этих очках». Только… а вдруг они ему не понравятся? Ну, сыну отдаст или Марату. Нет, лучше я ему подарю книгу, например, «Божественную комедию» Данте. С дарственной надписью и стихотворением А.Ахматовой «Муза»:
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня
Ей говорю: «Ты ль Эду диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
Протяну ему книгу и скажу: «это Вам, с дарственной надписью», а он пошутит: «от автора?», а я скажу скромно: «почти что». Только когда ему читать? В поезде? Там не сосредоточишься. Да и ритм другого поэта будет отвлекать от собственного творчества. Нет, подарю лучше DVD «Клуб Буена Виста», режиссер Вим Вендерс, про кубинских музыкантов. Протяну ему диск и скажу: «эстетику этого фильма трудно понять с первых минут», ну, чтоб до конца досмотрел. А он пошутит: «да, это сразу видно по фамилии режиссера», а я в ответ… Словом, три дня я ходил по Невскому, и чудо, наконец, случилось, правда, не то, которое я ожидал. Словом, я встретил Илью, в школьные годы мы были с ним очень дружны, после школы он уехал в Питер поступать в институт связи, окончил его и уже не захотел возвращаться в родной город, так и остался в Питере работать в одной серьезной государственной структуре. После стандартных вопросов «как ты?» и «как сам?», Илья наконец спросил меня о цели моего приезда в Питер. «Знакомого ищу, – почти не слукавил я, – да вот адрес забыл». «Так давай я по нашей базе посмотрю, – предложил мой друг, – как фамилия знакомого?». «Шклярский, – говорю, – Эдмунд Мечиславович». Посидели мы с моим товарищем в «Идеальной чашке», повспоминали молодость, а на следующий день я поехал по делам в Кронштадт. Еду по дамбе, вдруг СМС-ка: «Шклярский Э.М. и адрес». Я от радости вместо спасибо шлю в ответ: «А телефон?» и через несколько минут получаю заветные семь цифр…
9 июня 2006 г.
Уезжаю из Питера. Илья пришел на вокзал проводить меня. Спрашивает: «Ну что, нашел брата?». «Нашел» - говорю я. Еду в поезде и думаю: «Все-таки хорошо, что я не воспользовался ни адресом, ни телефоном. Ну, пришел бы, ну позвонил бы, а что дальше? Ну, сказал бы, что я, мол, старый ваш поклонник, вот проездом в Питере, счел своим долгом лично засвидетельствовать вам свое восхищение вашим талантом. Шклярский, конечно, человек деликатный, с лестницы бы не спустил, а, скажем, провел бы на кухню, предложил чаю. А дальше? Неловкое молчание, глупость положения когда не знаешь о чем говорить, куда смотреть. Не на гитаре же его просить сыграть! Стыд, конфуз! А главное, ему-то это все за что?» В общем, молодец я, никуда не ходил, никому не звонил, жить не мешал! Ай да я!
9 июля 2006 г.
Только что приехал с концерта ПИКНИКА в «Точке». Скажу честно, клубный формат мне понравился меньше. Во-первых, всего час пели. Во-вторых, звук был не очень хороший, попросту говоря, перемодуляции такие, что синусоида была уже даже не меандром, а идеальным прямоугольником. И, в-третьих, автограф не удалось получить. В клубах вообще с этим проблема. Помню, с каким трудом я добивался автографа от Леонида Федорова в нашем местном клубе: после «биса» музыканты сразу ушли – я к охраннику, пустите, говорю, автограф взять. «Не положено» - заученно произнес страж. Хорошо еще, я перед концертом смотрел фильм про них и узнал в гражданине, продающем диски, их директора. Подхожу к нему, говорю: «Здравствуйте, вы директор группы …?» Посмотрел он на мой костюм с галстуком, вспомнил, что без кассового аппарата розничную продажу дисков осуществляет и как-то весь напрягся, спрашивает меня: «А что?». «Да вот, – говорю, – автограф хочу у Федорова взять». «Берите» - облегченно произносит он. «Так охрана не пускает». Ну, он меня и научил. Надо, говорит, у сцены подождать, минут через десять музыканты выйдут инструменты забирать, тут вы автограф и возьмете. И получилось! Правда, вместо Федорова вышел кларнетист, и пока он свой инструмент собирал, я успел наговорить ему столько ласковых слов, что он любезно согласился сходить за автографом. И теперь у меня на комоде стоит фото Федорова с его собственноручной надписью «Лёнька»!
30 июля 2006 г.
Сегодня я наконец-то придумал, как сделать так, чтобы Шклярский сам пригласил меня на встречу. Все гениальное – просто! Я изобретаю новый музыкальный инструмент и посылаю в ПИКНИК его описание, за исключением маленькой детали, без которой инструмент не собрать. Меня приглашают для консультации и… Все, сажусь изобретать.
30 августа 2006 г.
Оказывается, это не так-то просто, изобрести новый музыкальный инструмент. Уже месяц бьюсь – и ничего! Вообще-то я в своей жизни много чего изобрел. Первое свое изобретение я сделал в шесть лет. Гулял по улице и вдруг нашел на помойке старый проигрыватель виниловых дисков. Притащил его домой, стал включать – не работает. Мне говорят, отнеси ты его, откуда принес, в доме есть нормальный проигрыватель, зачем тебе эта рухлядь? Но если я чего решил… А решил я его починить, оказалось, звукосниматель с иголкой отсутствует. Вот тогда я и придумал: взял швейную иголку, примотал изолентой к магнитику, поместил магнитик внутрь катушки с намотанным проводом и подключил к усилителю. Иголка по канавке пластинки прыгает, магнитик в катушке колеблется, ток (ЭДС) вырабатывается, усилитель усиливает и – чудо – я слышу голос Магомаева! Жаль только, эту штуку лет за сто до меня Эдисон изобрел и назвал ее электромагнитным звукоснимателем. Но я же не знал! Ну вот. Потом я еще много чего изобрел: репеллент против тигров на основе эфирных масел цитрусовых растений (жаль, а вернее, к счастью, испытать мне его в реальных условиях не удалось), универсальное моющее средство на основе ферментов кошачьей слюны, универсальное окно (вместо окна – большой плоский телевизор, изображение и звук на который в реальном времени поступает с видеокамер, установленных в любой части света. Таким образом, за окном, по желанию хозяина – африканский рассвет, Испанская лестница, Ниагарский водопад или речка Ржавка – хоть каждый день меняй!) А вот с музыкальным инструментом никак…
31 августа 2006 г.
Эврика!!! Я сделал это! То есть придумал! В смысле – изобрел! Новый музыкальный инструмент, управляемый ветром, водой или мыльными пузырями. Берем два рупора и ставим их на некотором расстоянии друг от друга. Рупор-излучатель – источник ветра, воды или мыльных пузырей, направление излучения задается рупором, управляемым рукой Маэстро, интенсивность излучения модулирована соответствующим ритмом или мелодией. Рупор-приемник содержит чувствительный элемент, преобразующий поток ветра, воды или мыльных пузырей в электрический сигнал, который потом усиливается и мы слышим невероятные по красоте звуки. Если носителем информации служит ветер, то источник его – вентилятор, чувствительный элемент приемника – микрофон или пьезоэлемент. Если носителем информации служит вода, то источник – насос, чувствительный элемент – мембрана, передающая колебания на пьезоэлемент. Если носителем информации служат мыльные пузыри, то источник его – генератор мыльных пузырей (как у Васильева), чувствительный элемент приемника – пара светодиод-фотодиод. Мыльные пузыри, пролетая через луч светодиода – ослабляют и рассеивают луч, и, в зависимости от размера и количества мыльных пузырей меняется частота и амплитуда звука. Ветер и мыльные пузыри лучше сделать цветными, ветер – в виде окрашенного дыма (фиолетово-черного), пузыри тоже надувать разноцветным дымом, используя три дымовые пушки разного цвета. Чтобы сфокусировать направление потока дыма или пузырей, в приемнике можно использовать пылесос. В случае с мыльными пузырями можно добавить спецэффект – звук лопающихся пузырей. Излучатель и преемник можно заключить в одну прозрачную колбу. Можно использовать пару светодиод-фотодиод, реагирующую как на интенсивность дыма или пузырей, так и на их цвет (в зависимости от степени корреляции частот излучения светодиода и частоты спектра цвета дыма/пузырей). Дальнейшее развитие идеи – излучает пузыри мужчина, принимает – женщина. Таким образом они обмениваются энергией (возможны и другие ассоциации). Можно окрашивать не сам дым/пузыри, если это технически сложно, а установить разноцветную подсветку, тогда и будет казаться, что дым разноцветный. Этот инструмент может использовать человек, идущий по дну («Я иду по дну»), или Ихтиандр: мыльные пузыри – это выдыхаемый им воздух. Словом, общий принцип – не музыка порождает цвет, а цвет порождает музыку. А можно сделать так: пузыри пускает, например, Эдмунд Мечиславович, в динамиках – музыка и хлопки от лопающихся пузырей, а потом подходит клоун с опрыскивателем и прыскает в приемник водой – и к хлопкам присоединяется урчание воды – чтоб выглядело реалистичнее. В случае с ветром можно реализовать принцип Эоловой арфы: ветер – струны – звукосниматель.
12 сентября 2006 г.
Ну вот, отправил в ПИКНИК описание, структурную схему и свой контактный телефон. Теперь остается только ждать…
13 октября 2006 г.
Сегодня проснулся в 10 часов утра и долго не мог ничего понять. Наконец сообразил, что меня разбудил звонок телефона. Я не успел взять трубку. А что, если это из ПИКНИКА по поводу моего музыкального инструмента? А вдруг они больше не позвонят? А вдруг..?
Но тут снова зазвонил телефон…
Все!
Конец!


Раньше я думал, что песня «Говорит и показывает» про телевидение… В каком-то интервью Шклярский сказал, что началом песни иногда становится просто газетный заголовок. Вот я и представил: услышал Эдмунд в очередной раз по телевизору «говорит и показывает… ну, например, Москва» и где-то в его подсознании возникла параллель – ведь Он тоже «говорил» нам две тысячи лет назад и «показывал», как надо жить…
И услышал я песню по-новому. «А и (Иуда) не держит себя в руках, целует будто наказывает» - Иуда не выдержал и за тридцать серебреников поцелуем выдал Его. «Нет такого закона пока – Говорит и показывает» - до Него не было закона и Он начал говорить и показывать, как надо жить. «Не придуман еще мой мир, Оттого голова легка» - тема начала поиска пути к Нему. «Нет звезды еще в небе и Нет закона пока» - пока не взошла Вифлеемская звезда (т.е. до рождения Его), не было [истинного] закона. До этих пор существовал закон Моисея. Иисус дал истинный закон, закон морально-этический. Если в Ветхом завете «око за око, зуб за зуб» и «возлюби ближнего своего» то в Евангелии (Новом завете, Законе) соответственно «если ударили в правую щеку, подставь левую» и «возлюби врага своего». Дальше: «А песню музыку не пою, Просто камень о камень бью» - то, что вы слышите – это не песня-музыка в самой себе, а «краеугольный камень», строительство камнем за камнем нового закона. Или, другими словами, Творчество создает Прекрасное, Прекрасное рождает Любовь, а Любовь ведет к Богу. «Просто небо стаканом пью, Вот и шатает слегка» - в библии Он говорит людям «вы – боги», в каждом человеке есть Дух, частица Бога, глоток Неба из стакана горнего. Отсюда и чувство легкости, очищения. «Чего ради как зверь дышу? Будто радио белый шум» - понимание жизни без веры (в звере) как пустого шума (белый шум абсолютно безинформационен, бесполезен, равномерно распределен по всему спектру, это всё, равное ничто). «Что же будет с тобой, ой, Если я попрошу» - если попрошу в молитве – шум пропадет? Вера придет? «Говори и показывай… Говори и показывай…» - повелительное наклонение, говори, мы этого хотим. И в тоже время искушение отказаться, отречься от Божественного света – «А растворись, пропади совсем, Только свет не указывай», потому что «Нет такого закона пока –» но Он уже «Говорит и показывает». Дальше повторяется тема поиска («Не придуман еще мой мир, Оттого голова легка. Нет звезды еще в мире и Нет закона пока»), для каждого звезда всходит в свое время и появляется закон. И в заключении «Говорит и показывает… Говорит и показывает…» - многоточие означает открытость и бесконечность этой дороги для каждого, но… «много званых, но мало избранных».
Думаю, если бы я лучше знал библейский текст, я бы нашел более убедительные параллели.
Кстати, взгляд на творчество Шклярского с точки зрения религий чистого опыта (даосизма, например), может быть еще более интересным.


Общение со звездами.
У С. Довлатова есть рассказ: приезжает первый секретарь обкома в район, заходит в кабинет к секретарю райкома, тот, естественно, «нервно подрагивает». Поговорили, обсудили текущий момент и первый секретарь спрашивает: где бы мне тут… по-маленькому? Секретарь райкома растерялся, лебезит: Вам… Вам… Вам – везде!
Работал я одно время в здании, где находится концертный зал. Иду как то раз по длинному пустому коридору, навстречу идет Маликов. Я его и не узнал бы, поскольку не интересуюсь этим, но при входе в здание огромная афиша с его портретом. Словом, подходит он ко мне и спрашивает: скажите, а где у вас здесь туалет? Ну, я осмелился предположить у него наличие чувства юмора и говорю: Вам… Вам… Вам – везде! И подкрепил слова широким гостеприимным жестом. Кажется, он обиделся… Я вздохнул: пойдемте, я вас провожу. Веду его по коридору и думаю: надо сказать ему, что я его музыку не обожаю. Не сказал, проводил, получил спасибо.
Через месяц приезжаем мы в ЦДХ на ПИКНИК, супруга пошла носик припудрить, а я стою у туалета, людей рассматриваю… Смотрю, идет Маликов. Увидел он меня и наверное вспомнил, потому что плавно изменил траекторию и ушел в другую сторону. Выходит супруга, я ей про Маликова рассказываю, она говорит: слушай, он тебя прямо преследует. Да уж, говорю…
А Газманов меня однажды принял за представителя встречающей стороны. Но я быстро развеял его заблуждение – о чем мне с ним говорить?
Были и приятные встречи по нашей инициативе: с настоящими звездами, точнее с людьми, творчество которых мы любим. После одного из недавних концертов Насти Полевой протягиваю ей фотографию молодой девушки и прошу подписать. Настя смотрит недоуменно – здесь расписаться? Не узнала себя. Настя, - говорю, - это Вы, это Ваше фото из фильма «Егор и Настя». Улыбнулась, расписалась…


Популярная буддология:)
Слово Будда произошло от русского слова «будить», Будда – значит пробужденный, просветленный. Цель буддизма – достижение состояния нирваны, т.е. выход из круговорота рождений-смертей (сансары, или, в европейской традиции, метемпсихоза. «Метим псу хвост», как пошутил в «Улиссе» Д.Джойс. А еще мне нравится у В.Набокова: «Мы слизь, речённая есть ложь», ну, в смысле, мысль изреченная…). Но вернемся к буддизму. Путей достижения нирваны несколько, столько же и школ: махаяна, хинаяма, хуаяма, и, конечно, китайский чан (дзэн). Техника достижения нирваны включает в себя моральное совершенствование, дыхательные упражнения, медитация, перераспределение энергий между чакрами (центрами тела, например, солнечным сплетением, третьим глазом и т.д.), и, само собой, тайное знание, секретная добавка для своих. Некоторые школы ищут короткие пути (как у К.Кинчева: «дорога домой могла быть короче»), выглядит это, например, так: ученик медитирует, а учитель наблюдает за ним, и как только ученик достигает созерцательного транса (выходит в астрал), учитель подкрадывается к нему и внезапно громко кричит ученику на ухо. Говорят, особо впечатлительные ученики тут же достигают состояния нирваны. Для более крепких учеников способ немного видоизменяют – не орут на ухо, а бьют палкой по голове. Успех (нирвана) обеспечен. Тех же, кто пойдет традиционным длинным путем, предупреждают, что существует шесть астральных уровней. Выход в нирвану возможен только с четвертого уровня и главное на этом пути - не проскочить. Потому что если проскочишь на пятый уровень, то родишься в мире неформ. В мире неформ все процессы протекают крайне медленно и это сильно замедлит путь в нирвану. «Но если туп как дерево, родишься баобабом, и будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь» - как сказал Владимир Семенович.


Поток сознания.
Зачем люди так много едят из супермаркетов корзинами тележками пакетами это не утоление голода это обжорство раньше авоська килька деликатес по два двадцать без жира сейчас раньше сейчас раньше вода мокрее сахар слаще старость старость Федоров назвал Паскаля молодым человеком Мысли апология христианства умер в тридцать девять лет молодым а мне восемнадцать старость ну не восемнадцать вру но ведь еще вчера было восемнадцать позавчера восемнадцать лет назад больше а что было поиски только поиски утраченного времени сейчас а тогда поиски смысла жизни сначала деньги и все что они дают машина квартира дача костюм с отливом Ялта потом понимание бессмысленности этого и бессмысленности жизни потом Возрождение Микеланджело Бернини Улисс Шклярский Федоров вот он смысл жизни искусство живопись музыка литература бессмертные творения ради этого стоит жить а стоит ли насколько бессмертны пара миллионов лет в масштабах вселенского времени один день жизни бабочки или кто там живет один день и всё и кто вспомнит о Микеланджело будет ли кому вспоминать нет не в искусстве смысл смысла в этой жизни нет все суета суета все что в этой жизни тогда смысл жизни очевиден смысл в поисках для тех кто не обрел и в служении для тех кто обрел догадывающийся догадается.


Книги.
Марсель Пруст «В поисках утраченного времени». Семь томов… Ничего лучшего в литературе еще не было. Очень тонкое сочетание повествования о жизни героя с глубокими философскими отступлениями. И, как это ни странно звучит, при чтении в мыслях постоянно возникают параллели с ПИКНИКОМ. Творчество оно и в Африке (во Франции) творчество .
То, что «Улисс» - роман века, а Д. Джойс – гений, сомнений не вызывает. «Улисс» - это литературная протоплазма двадцатого века. И тем не менее, после всех восторженных отзывов, этот роман несколько разочаровывает. Эстетика М. Пруста производит более глубокое впечатление. «Улисс» - это один день (16 июня), одно место (Дублин, Ирландия). И множество тем: политических, военных, национальных, религиозных, нравственных, философских. С несомненной, но неоднозначной параллелью с «Одиссеей» Гомера.
Обилие исторических, астрологических, демонологических, медицинских, литературных сведений в «Симплициссимусе» Г. Гриммельсгаузена примиряет избалованный анарративными потокосознательными Прустом, Джойсом, Набоковым, Миллером вкус с тем, что нынче модно именовать action. А вообще это жизненный сценарий Хоббита: «он не так прост, как кажется», или, на библейский мотив: «и последние станут первыми…». Корявенькая этимология Симплициссимуса такова: Симплициус – простой (симплекс – одинарный, дуплекс, триплекс – двойной, тройной; здесь – в смысле простой). Симплициссимус – превосходная степень (ср. генералиссимус) – простейший. Это на всякий случай, чтобы названия не пугаться. А вот с фамилией автора – сложнее .
Р. Брэдбери «Марсианские хроники», «4510 по Фаренгейту», рассказы. Национальный сценарий американца – «чемпион-победитель». Исторически ехали в Америку из Европы авантюристы, герои, первопроходцы, самоуверенные люди без страха и упрека. Поэтому особенно радостно, что есть такие приятные исключения, как Брэдбери, Апдайк, Сэлинджер.
Д. Апдайк «Кентавр», «Бразилия», «Давай поженимся», «Кролик, беги», «Гертруда и Клавдий», «Иствикские ведьмы». Известный писатель конца двадцатого века Сергей Довлатов мылся в бане с другом. Говорили про Апдайка. Вдруг друг протягивает Довлатову тазик с водой и говорит: «Кстати, обдай-ка» . Это реальная история… Особого внимания заслуживает «Кентавр». А «Бразилию» жена назвала эротической книгой .
Л. Толстой «Корней Васильев» - очень трогательно. «Отец Сергий» - коррелирует с фильмом П. Лунгина «Остров». «Воскресение» - эта книга способна изменить мировоззрение. После нее хочется поподробнее познакомиться с религиозными взглядами Толстого. «Четвероевангелие» - соединение и перевод четырех Евангелий, сделанный Толстым, глубоко изучившим греческий язык. Это - шок (культурный). А вообще Л. Толстой – великий писатель. Только вот язык у него иногда простоват до легкой неправильности (вспоминается корявый язык Солженицына). Впрочем, Толстой считал эстетику риторического стиля совершенно ненужной.
М. Веллер «Легенды Невского проспекта», «Игра в императора» - интересно, но не более. «Забытая погремушка» - совершенно неожиданно – крутая эротика. Весело. И, кажется, не апокриф.
К. Воннегут «Времетрясение», «Рецидивист» - так себе, «Сирены Титана» - грустное объяснение, зачем мы (земляне) живем.
Г. Флобер «Госпожа Бовари» - глубокая трагедия мелких людей. По сравнению с современными мещанами-обывателями герои Флобера – просто интеллектуалы. Интересен художественный прием «потока вещей». «Воспитание чувств» - ну чем не наша революция семнадцатого года? Вспоминаются «Окаянные дни» И. Бунина и «Контрреволюционная буква» Тэффи. У Тэффи еще хороши «Тонкие письма». А еще «Нервные люди» 30щенко и Д. Хармс.
З. Гиппиус «Мемуары Мартынова» - удивительно, что об однополой любви можно писать так чисто и возвышенно, и при этом абсолютно искренне.
В. Набоков поражает великолепием речевых узоров, виртуозно сложенных с узорами сюжетными. Набоков – лучшее средство против гордыни для графомана.
Э. Кант «Критика чистого разума» – а вот мне у Канта понравилось…имя .
И хотя М. Монтень в «Опытах» говорит о том, что нужно смирять жадное увлечение книгами, т.к. в этом увлечении много тщеславия, тем не менее предлагаю продолжить список.


Официальный сайт группы ПИКНИК
Форум на сайте группы ПИКНИК



Hosted by uCoz